Вход Господа во Иерусалим

Вход Господа во Иерусалим

Приходской листок «ПУТЬ и ИСТИНА»

Тема: «Вход Господень в Иерусалим»

Из книги «Не хлебом единым»

Протоиерей Георгий Бенигсен

«Вы куплены дорогою ценою», — говорит апостол Павел о нашем спасении (1 Кор. 6, 20). На Страстной неделе мы становимся свидетелями того, какой поистине колоссальной ценой было куплено наше спасение. Несколько крупных американских ученых в области медицины опубликовали исследование о том, что такое распятие вообще и через какие муки прошел один Распятый в частности — Господь наш Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный Человек.

Физические страдания Христа были предварены страданиями душевными, проявившимися и в плане физическом. Евангелист Лука, сам врач по профессии, говорит о то, что во время молитвы в Гефсиманском саду «был пот Его, как капли крови». Врачи говорят, что такое явление возможно в условиях особого душевного напряжения, от которого кровеносные сосуды в коже могут лопнуть и капли крови, вместе с потом, могут обагрить чело страдальца.

Иисус, преданный Пилатом на казнь, как и все приговоренные к смерти через распятие, должен был претерпеть жесточайшее бичевание римскими «кошками» — плетьми с зашитыми в кожу металлическими шариками или острыми кусками костей. Для этого с осужденного снимали одежду, привязывали его за руки к деревянному столбу, и обычно два воина стегали его плетьми по спине и по ногам с целью привести осужденного в состояние полусмерти. После этого воины издевались над осужденным.

Иисус-Человек должен был обладать крепким физическим здоровьем, иначе трудно было бы Ему нести Свой неустанный подвиг проповеди, связанный с постоянным и утомительным хождением с места на место. Однако в течение двенадцати часов, с 9 часов вечера в Великий Четверг до девяти часов утра в Великую Пятницу, Он претерпел мучительное напряжение, выразившееся в кровавом поту в Гефсиманском саду. Претерпел Он измену со стороны близкого Своего ученика Иуды, претерпел бессонную ночь и многократные переходы с одного места Его осуждения на другое. А теперь — бичевание, при котором бичи разрывают кожу на кровавые полосы, впиваются в мышцы тела, причиняют потерю крови и нестерпимую боль. И вот, над этим, в конец измученным, Осужденным воины издеваются: одевают на Него подобную царской мантию, терновый венец на голову, всовывают палку — «скипетр» — в Его связанные руки, плюют Ему в лицо, бьют по голове тростью. Срывают мантию, этим причиняя еще большую боль спине, израненной бичеванием.

Так, еще до распятия Господь был в физическом состоянии близком к полному измождению. Поэтому и не под силу было Ему нести Свой крест на Голгофу и понадобилась помощь шедшего с поля Симона Киринеянина…

Перед распятием пытались дать Иисусу желчь, смешанную с вином. Это было малодейственное болеутоляющее, целью которого было продлить агонию распятия. Господь отказался пить эту смесь. Его повергли на землю. Изорванные бичеванием спина и ноги открытыми ранами терлись о грязь земли. Руки и ноги пригвождались ко кресту четырехгранными гвоздями, от 13 до 18 сантиметров длины. Руки пригвождались через запястья, чтобы Распятый не мог сорваться с креста. Гвозди проходили среди главных костей запястья и повреждали центральные нервы на руках и ногах, причиняя Распинаемому невыносимую жгучую боль. Поднятый на крест Страдалец касался ранами растерзанной спины и ног грубой поверхности креста. Вес тела, повисшего на растянутых руках, делал дыхание мучительным, не только вдыхание, но и выдыхание, потому такими короткими и отрывистыми были слова Господа с креста.

Распятый обычно умирал либо от потери крови, либо от удушья. От момента распятия до смерти могло пройти 3-4 часа, а иногда 3-4 дня. Чтобы ускорить наступление смерти, воины перебивали распятым ноги, что и было сделано с двумя разбойниками, распятыми одновременно с Иисусом. Римский воин пронзил ребра Христа копьем. Евангельское повествование о том, что из раны истекла кровь с водой, соответствует медицинским фактам: кровь из уже остановившегося сердца смешалась с влагой из пронзенного легкого. Настолько измучен был Христос распятый, столько претерпел физических и нравственных мук, что сердце Божественное перестало биться через 3-4 часа после распятия.

Американские медики из широко известного центра научной медицины, клиники Мэйо, представили в своем докладе гораздо больше сведений о распятии, чем можно уместить в нашей краткой беседе. Но и этого достаточно, чтобы еще глубже осознать смысл апостольских слов: «Вы куплены дорогою ценою». Чтобы почувствовать всю трагическую реальность Страстей Христовых, страданий и мук за нас умершего Христа. Страстная неделя перенесет верующих в то время, когда умер Христос, в те условия, в которых произошло богоубийство. Перенесет не просто в плане благочестивых воспоминаний, а во всей реальности мистического опыта. Того опыта, который имеет силу изъять нас из нашего времени, из «современности» и приобщить той вечности, которая вошла во время и осталась в нем через боговоплощение.

А в это воскресенье, встречая Господа, грядущего в Иерусалим, сливая свои голоса с гимном встречавшей Его толпы, взывая к Нему: «Осанна в вышних», — хорошо помнить, как легко «Осанна!» сменяется на «Распни, распни Его!»

Слава долготерпению Твоему, Господи!