Великое освящение нашего храма 23 октября 2005 года

Обновление храма. От этих слов веет древностью, поэтому удивительно слышать их в 21 веке в Подмосковье.  В Пушкинском благочинии произошло событие, имеющее значение не только местного масштаба: 23 октября 2005 года в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, расположенном в с. Богословское-Могильцы Талицкого сельского округа, освящены заново три престола.

Великое освящение нашего храма 23 октября 2005 года

История храма и усадьбы.

Следуя по старинному пути от Москвы до Троицы, путник проходил село Талицы и, чуть  стороной, село Могильцы (до 1670г. деревню дворцового ведомства). Название его происходит от расположения в самой высокой точке местности. В древнерусском языке «могилистое» место – бугор, возвышенность. Первое упоминание о сельце «Могильцы – Аполлонова горка тож» относится к 1704г. Оно вместе с близлежащим сельцом «Фомкино – Богословское тож», названное Богословским по деревянной церкви апостола Иоанна Богослова 1669г. постройки, принадлежало князьям Приимковым-Ростовским, ведущим родословную от Рюрика, усыпальница которых находится в Троице-Сергиевой лавре. Затем селами владели их потомки Ладыженские и  Измайловы. В 1762г. Аполлон Васильевич Ладыженский продает северную часть села Фомкино с церковью Иоанна Богослова коллежскому советнику Петру Максимовичу Щербачеву. Церковь переносят в Могильцы. В 1767г. на самом высоком месте, где обычно ставились барские дома, из кирпича была выстроена домовая церковь Иоанна Богослова. Храм представлял собой уникальное по композиции здание: в центре постройки располагалась стройная колокольня, являющаяся своеобразной осью симметрии. С востока и запада от нее – одинаковые объемы летнего и зимнего храмов. На белокаменной кровле 2-го яруса колокольни находились открытые площадки с балюстрадой, с которых можно было полюбоваться видом окрестностей. Над ярусом звона помещались куранты, перезвон которых разносился далеко за пределами Богословского-Могилец. Устраивается великолепная усадьба, регулярный английский парк с прудами, строится деревянный господский дом, зверинец. Во владении П.М.Щербачева она находилась недолго. Уже в 1800г. ее хозяевами стали князья Гагарины, при которых усадьба достигает наивысшего расцвета. В описи этого времени о ней говорится: «На суходоле, при вырытых прудах, церковь с колокольнею каменная об одном этаже во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом святого Дмитрия митрополита Ростовского. Дом господский деревянный об одном этаже. При оном зверинец, в котором находятся олени; ветреная мучная мельница о двух постовах по ветхости без действия…». Князь Гавриил Петрович Гагарин (9.01.1745– 19.01.1808) по материнской линии находился в родстве с князьями Куракиными и Нарышкиными. Действительный тайный советник, сенатор, президент коммерц-коллегии. В юности он пользовался расположением императрицы Елизаветы Петровны, некоторое время был совоспитанником будущего императора Павла, который со вступлением на престол сделал его членом Совета и пожаловал Александровскую ленту. Известно, что император Павел 1 останавливался в усадьбе у Г.П.Гагарина на обратном пути с богомолья из Троице-Сергиевой лавры. По воспоминаниям современников Гагарин был умным и веселым человеком, обладавшим литературным даром. Его интересовали богословские вопросы, что побудило его написать несколько религиозных книг. Его перу принадлежат «Житие и акафист апостолу Иоанну Богослову», «Житие святителя Димитрия Ростовского», а также книга «Забавы уединения моего в селе Богословском», посвященная философским размышлениям. Г.П.Гагарин скончался в усадьбе и погребен в храме Иоанна Богослова. Последним владельцем Богословского-Могилец был сын Гавриила Петровича – Павел, после смерти которого, во второй половине 19в. село переходит в государственное ведомство, а усадьба постепенно приходит в упадок. С этого времени храм становится приходским, и начинает значительно перестраиваться. В 60-е гг. 19 века расширяется летняя церковь Иоанна Богослова, а в 1892г на средства церковного старосты, лесопромышленника из с. Талицы Василия Петровича Аигина к зимнему храму пристраивают два придела: северный, в честь священномученика Василия Херсонского и мученицы Татианы, и южный в честь поклонения веригам апостола Петра и Анны пророчицы. Всего в храме шесть святых покровителей и десять престольных праздников. Ко времени освящения этих приделов зимний храм был расписан под руководством мастера Коротаева, иконы для приделов выполнены мастером Гавриловым, а резные иконостасы изготовлены в мастерской Фролова. В настоящее время известно, что настоятелями храма были: с1844 по 1894гг. о.Петр (Петр Александрович Буравцов), затем его сменил о.Феодор (Федор Федорович Кубли) – с 1896-7 по 1936гг. Оба они были в родстве со старостой храма  В.П.Аигиным. В 1936г. о.Феодор трагически погиб на ж.д. станции Софрино, попав под поезд. Его кончина послужила формальным поводом для закрытия храма.

Реставрация храма.

Потом были годы осквернения и забвения. В храме была повреждена кровля и, как следствие, утрачены все росписи, в плачевном состоянии находился внешний вид, разобрана на кирпичи ограда. Около нее еще в 1963-67гг существовало деревянное здание церковно-приходской школы. В этот же период, в начале 70-х гг. 20в. на территории села строится и начинает действовать Дом творчества работников Телевидения и Гостелерадио. Принято решение провести консервацию помещений храма, используемых под склад. В конце 1980-х годов церковь реставрируется по проекту Сергея Васильевича Демидова. В результате этих работ восстановлена роспись, внешний вид, по архивным чертежам возведена ограда с башенками, от более поздних наслоений были открыты элементы первоначальной постройки. Вот что пишет Сергей Васильевич в своей статье, посвященной этой работе: «Полученные в ходе исследования данные позволили выполнить графическую реконструкцию первоначального вида сооружения и, тем самым, ввести в научный оборот уникальный по композиции памятник архитектуры. На основе реконструкции памятника открываются новые возможности для его изучения и, в частности, путем сопоставления аналогий и дальнейшего изучения архивных документов, попытаться установить имя автора постройки. Это особенно интересно еще потому, что заказчик церкви – П.М.Щербачев – был советником Коллегии-экономии, где работали известные архитекторы того времени. До этого Щербачев занимал не менее важный пост магистратского прокурора». Есть предположение, что архитектором храма и усадьбы мог быть владелец находящегося в версте от Могилец села Покровское, Родионково тож, Лев Богданович Суровцев. В начале 70-х были снесены оставшиеся в селе избы, рядом с храмом построен пятиэтажный дом, двор и прилегающие постройки которого расположены на территории церковного кладбища.

Но Господь не оставляет нас Своею милостью. В 1994г. здесь возобновлены богослужения, а в 1995г. храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова был официально передан в ведение Московской патриархии. За 10 лет на приходе проведена огромная реставрационная и организационная работа. Жизнь прихода храма апостола Иоанна Богослова, как впрочем, и многих других, многообразна, но в пределах территории храма и бывшей усадьбы Богословское-Могильцы сосредоточены два основных ее направления: жизнь приходского храма и деятельность православного семейного клуба «Подсолнух». В храме действуют церковная лавка и приходская библиотека, осуществляется издательская деятельность. Благодаря работе приходского сайта, нашлись родственники владельцев усадьбы, старосты и настоятелей храма. За эти годы прочно укоренилась традиция безвозмездного совершения всех Таинств и обрядов.

Освящение храма.

К этому событию приход готовился в течение нескольких лет. В летнем храме почти «с нуля» была восстановлена роспись купола на сюжеты из жизни Спасителя: Крещение, Преображение, Воскресение и Вознесение. В обоих храмах поставлены тябловые иконостасы в стиле 16в, и написано много новых икон. Облачение, убранство храма, ремонт, и мн.др. –  основная часть работы выполнена прихожанами храма, родителями воспитанников клуба, со всегда щедрой и своевременной помощью благотворителей. И вот, наконец-то! Через несколько дней после престольного праздника апостола Иоанна Богослова назначен день великого освящения храма – 23 октября. Дел, как обычно, много, но с Божией помощью, совместными усилиями всё благополучно окончено в срок. Все лучшее, самое красивое, начиная от церковного убранства, и оканчивая великолепными цветами, было собрано в этот день в храме. Сопровождали торжество 2 хора: семинарский и детский, составленный из учащихся православной школы-пансиона «Плесково», с которым у прихода тесные связи. Встречать владыку Григория, архиепископа Можайского, викария Московской епархии вышли с хоругвями, дети несли  цветы. В это время в зимнем храме с волнением ожидали входа архиерея собравшиеся священнослужители во главе с благочинным Пушкинского округа и настоятелем храма, прихожане, гости. В распахнутые двери храма входит владыка Григорий в сопровождении иподьяконов, и многим из нас впервые предстает перед глазами великолепие архиерейского богослужения. Облачение посредине храма в белоснежные ризы, сосредоточенные движения сослужащих, выстроившихся в два ряда священников, одетых, как мастеровые, в белые фартуки и нарукавники. Незабываемое впечатление на всех произвел чин обновления 3-х престолов, во время которого действия священнослужителей чередовались с коленопреклонными молитвами всех присутствующих. Освящаются престолы зимнего храма в честь святителя Димитрия Ростовского и мученицы Татианы, окропляются святой водой, в специально сделанные отверстия по углам престола камнями вбиваются кованые гвозди. Затем процессия священников направляется в летний храм, где освящается престол в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а, немного времени спустя, вокруг храмов совершается торжественный крестный ход, в центре которого владыка Григорий переносит над головой частицы святых мощей, среди которых мощи священномученика Константина Богородского. Святого, который, можно сказать, является нашим современником, пострадавшего за веру Христову в годы гонений в XX в. Святыня закладывается в основание престола во время освящения, согласно древнему обычаю, когда первые христиане служили литургию  на мощах святых мучеников. За освящением неспешно следует литургия, украшенная древними распевами. Много причастников, особенно детей, т.к. собрались почти все участники клуба «Подсолнух», действующего при храме с 1998г: дети, их родители и друзья. По окончании литургии состоялось вручение наград и памятных грамот благотворителям и благоустроителям храма, а настоятель храма, отец Илья, был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского. В подарок от прихода владыке была вручена икона святителя Димитрия Ростовского с частицей его мощей.  Поздравил прихожан и благочинный Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек старший. В заключительной речи владыка Григорий отметил особенность сегодняшнего события: великое освящение сразу трех престолов и двух храмов одновременно. Десятилетие назад это было бы редкостью. Это, несомненно, свидетельствует о возрождении духовной жизни Подмосковья. И еще одна черта праздника – это тот факт, что более 100 лет, после осквернения 30-х годов, нога архиерея не ступала на эту землю. Обновление храма, верим, станет новой вехой в истории храма и прихода. После окончания праздника, все присутствующие были запечатлены на памятной фотографии. И поучаствовали в небольшом угощении. Думается, что отмечать это событие на приходе станет еще одной доброй традицией. С днем Возрождения, храм!

Полончук Светлана Владимировна, преподаватель клуба «Подсолнух»