Святое Богоявление

Святое Богоявление

Приходской листок «ПУТЬ И ИСТИНА»

Тема: «Святое Богоявление»

(Из книги «Не хлебом единым»)
Протоиерей Георгий Бенигсен

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Тропарь праздника

Апостол Лука, описывая явление Христа народу для крещения в Иордане, ставит это событие в четкий исторический контекст. Пятнадцатый год правления кесаря Тиверия, начало карьеры Понтия Пилата в Иудее, первосвященство Анны и Каиафы, имена которых будут навсегда связаны с крестной смертью Христа. Некоторые действующие лица этого исторического периода, которым впоследствии придется играть значительную роль, были еще совсем юными. Плинию, в будущем римскому историку, упомянувшему в своих трудах Христа, было четыре года. Веспасиану, будущему, вместе с сыном его Титом, завоевателю Иерусалима, было девятнадцать лет. Одно из самых важных бракосочетаний того времени состоялось в Риме: вышла замуж дочь Германика, в будущем мать Нерона, великого гонителя христиан. Именно в это время, как сказано в Евангелии от Луки: «Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк. 3, 1-2).

Иоанн жил в пустыне, проповедовал покаяние, воздержание и умерщвление плоти. Практиковал то, что проповедовал. По словам евангелиста Матфея, он «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды (по-видимому, саранча) и дикий мед» (Мф. 3, 4). Глубокое сознание греховности мира привело его к тому, что стало сердцевиной его проповеди солдатам, мелким чиновникам, земледельцам и всем, кто готов был слушать его, привело к огненному призыву к покаянию. «Покайтесь», что на его языке значило «переменитесь», «обновитесь», было первой нотой новозаветного предупреждения людям об обязательности перемены. Все, кто будут приходить ко Христу, должны покаяться.

Страна находилась под римской оккупацией, и для стяжания личной популярности Иоанн мог бы обещать, что Тот, Кто приближался, Кого Иоанн возвещал, будет политическим освободителем от иноземного ига. Это было бы более приемлемо для людей; но вместо этого Иоанн призывал к свободе от греха. За много столетий до этого ветхозаветный пророк Исайя предсказывал, что Мессии будет предшествовать вестник Его пришествия в мир. Евангелист Марк, цитируя Исайю, говорит: «Как написано у пророков: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой перед Тобою»». «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1, 2-3). Во всех странах мира, когда подготавливается посещение страны главой другого государства, посылается посольство «пред лицем его», как говорилось в древности. Так и Иоанн Креститель был послан для приготовления пути Христа, для «уготовления стезей» Его, для возвещения условий для Его Царства и Его Правления. Еще до того, как он встретил грядущего к нему Христа, no -человечеству его двоюродного брата, засвидетельствовал он превосходство Христа: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1, 7).

Иоанн счел себя недостойным развязать ремень обуви Спасителя, и все же Господь превзошел и Его в Своем смирении: Он умыл ноги Своих учеников. Помимо слов Иоанн употреблял символы. Главным из них было омовение грехов водой. Иоанново крещение в Иордане было знаком покаяния, но сам он сознавал, что его крещение не может возродить или воскресить мертвую душу. Поэтому он так резко отличал свое крещение от Крещения Того, о Ком он говорил: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). В тот день, когда Иоанн и Иисус встретились у Иордана, в сердце Иоанна загорелся дух глубочайшего смирения. Сам Иоанн нуждался в Спасителе, и когда Господь пожелал креститься от него, Иоанн пришел в глубокое смущение. Он мгновенно осознал неуместность совершения над Христом того чина, который предполагал покаяние и обещал очищение. «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Как мог он крестить Безгрешного? Так отказ Иоанна крестить Иисуса стал свидетельством Иоанновым о безгрешности Сына Божьего.

«Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 13-15). Цель Христова крещения и цель Его рождения были равнозначны: отождествить Себя с грешным человечеством, которое Он пришел искупить и спасти. Как на Кресте, так и в Иордане, Христос не был «частным лицом», но Предстателем за грешное человечество, при этом Сам оставаясь безгрешным. Не в пример другим крещаемым Иоанном, Христу не в чем было каяться, но, войдя в Иордан креститься, Он примкнул к грешникам. Невинный может участвовать в несении вины осужденного. Так на Кресте Господь принял на себя грехи всего мира, но уже и в Иордане Тот, Который назвал Себя «Сыном Человеческим», положил начало крестной Своей жертве за грехи человека. У Иордана закончились тридцать лет таинственного молчания о жизни Иисуса от времени Его посещения Иерусалимского Храма двенадцатилетним Отроком до явления Его Израилю. Настало время Его мессианского служения, был сделан первый шаг Тем, о Ком так кратко сказано в Евангелии от Луки, что Он «преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2, 52), пришло время сделать первый зрелый шаг по пути к Голгофе, Кресту и Воскресению.