Преподобная Мария Египетская

Преподобная Мария Египетская

Приходской листок «ПУТЬ и ИСТИНА»

Тема: «Память преподобной Марии Египетской»

Из книги «Не хлебом единым»

Протоиерей Георгий Бенигсен

Навстречу искреннему раскаянию в грехах, навстречу глубокому и подлинному покаянию посылается Божественное прощение. Православный христианин обретает это прощение в Таинстве Исповеди, заканчивающейся отпущением грехов. Прощение полное и безусловное, которое только и может исходить из глубины Божией любви к человеку. Потому и сказано в Евангелии от Иоанна, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). И в молитве перед Причастием апостольскими словами мы свидетельствуем о вере нашей в Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир грешников спасти. И подтверждаем глубину и полноту своего покаяния словами: «от них же первый есмь аз».

Разрешению грехов, подающемуся исповеднику через священника, предшествует разрешительная молитва, пришедшая к нам из ранних веков христианства. «Господи Боже спасения рабов Твоих», — молится священник, указывая этими словами, что Божий Промысел о человеке проявляется в заботе о спасении человека. О спасении от зла, от греха, от смерти, от вечной погибели. Спасения для вечной жизни, для Царства Божия. Поэтому в следующих словах молитвы называется Бог «милостивым, щедрым, долготерпеливым». И говорится, что Он «кается о наших злобах» — печалуется о зле человеческой жизни. Не хочет смерти грешника, «но еже обратитися и живу быти ему» — чтобы вернулся он к Богу и был живым.

И дальше просит священник Бога: «умилостивися о рабе Твоем, подай ему образ покаяния» — научи его, как нужно каяться от глубины сердца, «прощая ему всякое согрешение, вольное же и невольное». И заканчиваем молитву словами, полными глубочайшего значения: «примири и соедини его святой Твоей Церкви». Молитва эта творится не только над кающимися грешниками, но и над отлученными от Церкви и вновь воссоединяющимися с Ней. Из этого следует, что грех, отдаляющий человека от Бога, отлучает его и от Тела Христова, от Церкви. Впадающий в грех человек, таким образом, отлучает себя самого от Церкви, от полноты общения не только с Богом, но и с людьми. Недаром один из Учителей Церкви графически изображал Вселенную как ряд концентрических кругов, в самом центре которых пребывает Бог. Люди, души человеческие, изображались отдельными точками, раскиданными по кругам. Чем ближе были эти точки к центру, к Богу, тем ближе были и друг ко другу; чем дальше были они расположены от центра, тем большей была отдаленность и друг от друга. Грех ведет человека к отчуждению от Бога и одновременно лишает его подлинного общения с людьми. Покаяние и прощение восстанавливают это общение, это единство с Богом, это соборное единство с человечеством. Единство это запечатлевается в причастии Тела и Крови Христовых, которые преподаются причастнику «во оставление грехов и в жизнь вечную».

Как часто следует исповедоваться и причащаться? В разных Православных Церквах и в разные времена по-разному отвечали и отвечают на этот вопрос. Несомненно, что исповедь всецело зависит от сознания человеком своей греховности, от пульса человеческой совести, от желания внутреннего очищения и близости к Богу. В нашей церковной практике исповедь связывается с причащением, как бы служит условием для него. Нет ничего предосудительного в этом обычае, если при этом остается в силе понимание исповеди и причастия как двух самодовлеющих Таинств. Поскольку, однако, единственным условием для исповеди служит сознание греховности и желание каяться, к исповеди можно и нужно приступать как можно чаще, будь это частная или общая исповедь. Грехи так легко накапливаются на совести человека, так просто и легко переходят в дурную привычку, что могут стать тяжким балластом, от которого трудно избавиться. Поэтому регулярная и частая исповедь вносит благой порядок в жизнь человека, оставляет небо открытым для веры и молитвы.

В ранней Церкви верующие причащались за каждой литургией. Собственно, и собирались в «День Господень», в Воскресенье, для полного участия в Евхаристической Трапезе. В некоторых Православных Церквах эта евхаристическая норма все крепче возвращается в церковную практику — большинство членов Церкви причащаются за каждой литургией. Частое и регулярное причастие, как и частая и регулярная исповедь, не только вносят строй и порядок в духовную жизнь, они становятся ее содержанием, ее радостью. Подготовка к частому и регулярному участию в Таинствах состоит, прежде всего, в постоянной духовной бдительности, в углубленном чувстве покаяния, в смиренном сознании полного своего недостоинства, в жажде примирения и соединения с Церковью, с Телом Христовым, с Самим Господом, пришедшим в мир грешников спасти, «от них же первый есмь аз».