О крестном знамении

Приходской листок «ПУТЬ И ИСТИНА»

Тема: «О крестном знамении»

Из книги «Не хлебом единым»

Протоиерей Георгий Бенигсен

Крестное знамение пронизывает всю нашу христианскую жизнь. Мы видим кресты на куполах наших храмов, на могилах погребенных по христианскому обряду, в храмах, на священных книгах. Так Церковь никогда не оставляет зрительного нашего восприятия без знамения креста. Видим крестное знамение на груди пастырей и епископов, носим его сами на груди со дня нашего крещения. Принимаем священническое или епископское благословение в форме крестного знамения, осеняем этим знамением близких наших, особенно когда они нуждаются в защите и покровительстве Божественном. Сами крестимся, осеняем себя крестным знамением. Крестим ребенка, готовящегося ко сну.

Все церковные священнодействия пронизаны тем же знамением святого креста, все таинства, все чины освящения. Крестным знамением призывается помощь Божия и Божественная благодать. Крестным знамением отгоняется «сила вражия», сила исконного Божьего врага — дьявола.

Первое религиозное действие, которому мать-христианка учит свое дитя, — крестное знамение. Учит она ребенка складывать, часто неподатливые, детские пальцы для крестного знамения, учит осенять этим знамением младенческое существо. Делается все это потому, что в крестном знамении заключается великая и спасительная сила — сила победы над злом и радости в Боге: «се бо крестом прииде радость всему миру».

Серьезной особенностью человеческой жизни является привычка. Принято говорить о привычках добрых и о привычках дурных. Привычка связана с частым употреблением и повторением самых разнообразных вещей, действий, навыков. В жизни духовной, религиозной, привычка тоже занимает немалое значение. Привычка регулярно молиться, исповедоваться, причащаться. Привычка быть внимательным, делать добро, помогать ближним — все это, естественно, относится к добрым привычкам. Дурные привычки обычно внедряются в область страстей, распущенности, безнравственности.

Однако и в духовной жизни привычка может быть и полезной, и вредной. Вредной она становится тогда, когда сознательное отношение к проявлениям духовным грозит превратиться в нечто автоматическое, невнимательное, небрежное. Такая привычка, даже при самых лучших намерениях, может привести если не к тому, что называется святотатством, то, во всяком случае, к духовной бессмысленности, к фетишизму. Опасность такой привычки в том, что священные символы, священные действия, священные слова лишаются внутреннего содержания и становятся пустыми оболочками.

Эта опасность относится и к столь часто созерцаемому и совершаемому нами крестному знамению. К знамению, в котором сораспинаемся со Христом, которым призываем Божественную благодать, в котором сжигается все дурное и нечистое, целью которого является путь к жизни, к святости, к воскресению. Так часто привычка приводит нас к автоматическому, несознательному совершению крестного знамени. К небрежности, невнимательности к тому, что является огненным оружием, Господом вложенным в наши руки. Крестное знамение начинается со сложения пальцев правой руки. Три пальца складываются вместе и касаются друг друга, знаменуя Троицу — Единосущную и Нераздельную. Два пальца соединяются в знак Христова Богочеловечества и прикладываются к ладони, становящейся при этом символом земли, на которой совершалось это Богочеловечество. Сложенной для крестного знамения рукой осеняем себя крестным знамением. Этим действием предаем себя в волю Божию и сораспинаемся Христу. Призываем на себя Божественную благодать и отражаем от себя силу зла, разженные стрелы лукавого. Посвящаем Богу свой ум, сердце и волю — касаясь лба, груди, плечей.

Вот почему крестное знамение должно совершаться со всем вниманием, благоговением, серьезностью. Если мы привыкаем к такому отношению — благо нам. Если творим знамения креста невнимательно, небрежно, автоматически, не вкладывая в него подобающее ему внутреннее содержание, внутренний смысл, — лишаем самих себя благословения, ограждения, защиты, от крестного знамения изливающихся.

Будем же креститься и благословлять со всем сознанием огненной ответственности, пламенной силы воистину священного действия — спасительного и великого знамения святого и животворящего Креста Господня.